Внедорожная ReVOLVOlution

Что-то странное творится в автомобильном мире. Ранее специализирующиеся на выпуске легковых автомобилей, престижные Mercedes, Audi, BMW и Lexus с головой бросились в ‘гонку’ на внедорожниках. В середине 90-х Mercedes выпускает внедорожник ML, практически в это же время дебютирует Lexus RX300, а годом позже на свет появляется BMW X5. Porsche, и тот, бросил козырей на стол, выпустив Cayenne . Чего уж говорить о VW, чей Touareg собирает очереди на право обладания им. Занятная получается картина: ML, RX300, X5, Touareg, Allroad, Cayenne в конце концов! А где же Volvo?

Компания Volvo явно затянула с ответом грандам автомобилестроения. В то время как дороги, в том числе московские, пополнялись новыми RX, ML и X5, дилеры Volvo могли предложить лишь Cross Country на базе универсала V70. Возможно промедление с выпуском комфортабельного ‘легкового’ внедорожника обусловлено рядом проблем, возникающих в стенах шведской компании год за годом, но откладывать премьеру XC90 было нельзя. Руководство компании это прекрасно понимало, поэтому, собрав весь инженерный потенциал воедино, в Volvo сделали первый в истории компании внедорожник — Volvo XC90.

В основу XC90 легла большая платформа P2, на которой построены все нынешние Volvo (S60, V70, S80). Полноприводная трансмиссия с многодисковой муфтой Haldex в приводе задних колес и системой стабилизации DSTC аналогична той, что применяется на Volvo S80 AWD. Конструкция передней и задней подвесок так же схожа с таковыми на седане S80, но все элементы усилены в соответствии с массой внедорожника. Двигателей предлагается три, на выбор: бензиновый R5 объемом 2. 5 литра мощностью 210 л. с при 5000 об/мин, 2. 9-лтровый R6 мощностью 272 л. с при 5100 об/мин и 163-сильный турбодизель объемом 2. 4 литра с системой подачи топлива Common Rail. Все двигатели агрегатируются только с автоматическими коробками передач, но в случае с 2. 9-литровым турбомотором ‘автомат’ четырехступенчатый, в то время как более слабые модификации XC90 комплектуются пятиступенчатым Geartronic.
При проектировании автомобиля акцент был сделан на безопасность, комфорт и ‘дружелюбность к окружающим’. Последнее — ‘дело рук’ главного дизайнера Volvo Питера Хорбери. Удивленный ‘взгляд’ больших фар, мощный капот, опирающийся на широкие ‘плечи’ и 18-дюймовые ‘лапки’ выдают в XC90 милое, дружелюбное животное эпохи палеозоя. Причем, обязательно травоядное и невероятно добродушное. Порой, глядя со стороны на XC90, хочется подойти и прижаться к большому ‘дино’, а в ответ услышать довольное урчание.
Сходство с живым, заботливым существом усиливается в ходе осмотра интерьера, решенного в светлых тонах. Как только попадаешь в объятия большого, кожаного кресла, сражу же отмечаешь размах, с которым проектировалось внутрисалонное пространство внедорожника. Посадка высокая, как в Range Rover, но если до упора опустить кресло, обзор это не ухудшит, разве что поведение автомобиля будет легче прогнозировать. Передняя панель выполнена в оригинальном стиле, характерном для всех новых Volvo, но качество материалов и эргономика органов управления в XC90 на порядок выше. Правда, поначалу теряешься в россыпи кнопок на центральной консоли, но, разобравшись, что к чему, уже не замечаешь, как в слепую регулируешь раздельный климат контроль или музыкальную систему Premium Sound. Бортовой компьютер, как и на других моделях Volvo, управляется отдельным подрулевым переключателем, а круиз контролем, как и аудиосистемой, можно ‘манипулировать’ не снимая рук с руля. Рулевое колесо регулируется в двух плоскостях и имеет оптимальный профиль, но спицы слишком толстые, поэтому, перехватывая руль во время поворота приходиться ловить обод. Посадка очень удобная во многом благодаря креслу с хорошей боковой поддержкой и выверенной эргономике.

Вопреки ожиданию, места на заднем диване не много. Если впереди сидят два рослых человека, сзади будет несколько не уютно, хотя коленки в спинку переднего сиденья не упираются.
Багажное отделение весьма объемное и располагает множеством емкостей для хранения мелочевки. Если сложить задний диван, то в Volvo можно переночевать, причем вдвоем и с достаточным уровнем комфорта.

Если вкратце охарактеризовать внутреннее убранство Volvo XC90, все сделано с трепетным отношением к будущему владельцу внедорожника. Отсюда и высокое качество салонных панелей, и удобные органы управления, и достоянная эргономика.

Какой именно XC90 удастся взять на тест было неизвестно до последнего момента, поэтому, узнав, что меня ждет ‘топовый’ Volvo XC90 T6, я мысленно представил с какой легкостью 272 л. с. устремляют двухтонный внедорожник к заветной границе в 100 км/ч, а 380 Нм в диапазоне от 1800 до 5000 об/мин способны, буквально, бросить XC90 к линии горизонта. На деле оказалось, что у меня слишком развито воображение:

Медленно ‘отплываю’ со стоянки дилерского центра Volvo и выхожу на кольцо. Газ в пол и : такое ощущение, что мы стоим на месте, а окружающие нас автомобили двигаются задним ходом, причем с каждой секундой все быстрее и быстрее. Темперамент у скандинавского внедорожника под стать месту рождения: спокойный, умиротворенный, порой даже холодный. С какой бы силой вы не давили на педаль газа, ‘вжимающей’ силы как не было так и не будет. Автомобиль движется быстро, но без эмоций. К тому же расход топлива даже в режиме спокойного, размеренного движения легко ‘перешагивает’ отметку 20 л на 100 км городского пути. При старте бортовой компьютер с функцией моментального расхода топлива выводит на дисплей цифру 99. 9 литров на 100 км! Полная противоположность BMW X5. Виной тому, скорее всего, четырехступенчатая автоматическая коробка с растянутыми передачами и весьма задумчивым ‘интеллектом’. В умеренном режиме движения, ‘автомат’ отлично дружит с 2. 9-литровым R6, но стоит изменить стиль езды, и Geartronic начинает упрямиться работать с желанной быстротой и точностью. Спасает ситуацию ручной режим переключения передач, но полностью ручным его назвать нельзя — Giartronic сам переключает передачу на ступеньку вниз, когда считает это необходимым. К тому же, в подкапотном пространстве XC90 что-то (а может кто-то) периодически ‘вздыхает’, словно ночной охотник филин. Возможно, так дает о себе знать ‘автомат’, но я склонен думать, что виной ‘уханью’ турбина с высоким инерционным моментом.

Неужели 272-сильный двигатель не способен заставить автомобиль ехать быстро? Способен, только свой взрывной характер рядная ‘шестерка’, оснащенная турбиной низкого давления, раскрывает не при резком старте, а уже по ходу. Двигаясь на скорости 100 — 120 км/ч Volvo XC90 без труда способен ‘прыгнуть’ вперед к границе 160 — 170 км/ч и продолжать напористый разгон вплоть до срабатывания ограничителя (210 км/ч). Причем ощущение скорости и малейшей неуверенности напрочь отсутствует у сидящего за рулем! Поведение автомобиля остается адекватным даже в случае переоценки сцепных свойств шин — полноприводный внедорожник плавно уходит наружу поворота, демонстрируя нейтральную поворачиваемость, причем, что действительно удивительно, крены минимальны для этого класса (спасибо 18-дюймовым колесам на низкопрофильной резине). Рулевое управление в экстремальных режимах ведет себя лучше, чем в обычной обстановке — присутствует внятная обратная связь, правда четкого ‘нуля’ нет. Впрочем, вряд ли кому захочется подвергнуть опасности столь милое существо как Volvo XC90, но в случае переоценки не только сцепных возможностей шин, но и своего водительского мастерства, на помощь придет система стабилизации DSTC, а если дело пойдет к ‘ушам’, в ход вступит система контроля за опрокидыванием RSC.

Что касается подвески, как уже упоминалось, конструктивно подвески обеих осей XC90 схожи с таковыми в седане S80, поэтому о выдающихся результатах при диагональном вывешивании говорить не приходится. Оно и к лучшему. Вряд ли инженеры Volvo ставили перед собой цель построить полноценный внедорожный автомобиль. Их задача была создать хороший SUV (Sport Utility Vehicle), и они отлично с этим справились. Плавность хода на уровне седана (того же S80), но энергоемкость подвески лучше. Мелкие выбоины, глубокие ямы и ‘лежащие полицейские’ XC90 не беспокоят.

Честно говоря, не часто встречаешь автомобиль, о котором можно писать много и, в основном, положительно. Volvo XC90 как раз один из тех редких случаев, когда описанию каждой мелочи хочется посвятить отдельную статью. В завершении скажу, более интересный экземпляр, чем XC90, в классе SUV встретить трудно.