Для машин, представленных на выставке в рамках Российского международного «Автосалона-2003», были созданы действительно тяжелые условия — крутые подъемы и спуски по бездорожью, грязевые ванны, всевозможные водные преграды. В один из моментов показа даже желтый великан — оспортив-ленный «УРАЛ» не выдержал суровых препятствий и после трамплина завалился на бок в грязевую кашу — стал беспомощным до тех пор, пока не подоспела бригада эвакуаторов и не поставила его на ноги.
Полноприводный стодесятилошадный «ПАЗик» резво копошился на автодроме, замешивая мощными протекторами колесных шин коктейли из грязи, машинного масла, камней, песка, прошел без остановок все препятствия «гостеприимных» Бронниц, и уже после первого круга дорожного ада завоевал звание рейсового внедорожника и вездехода.
Больше всего зрителей, как и в прошлые годы, собрала экспозиция Ульяновского автозавода, представившего целую гамму перспективных внедорожников двойного назначения. «Козлик» (так ласково зовут в народе УАЗ) — машина настоящая, крепкая, вместительная. Вообще-то, для настоящего мужика машина! «Ульяновцы» сегодня выпускают огромное количество модификаций своего широко известного автомобиля. В Бронницах помимо широко известных базовых моделей УАЗ — 31512; — 3160; — 3303 были представлены новые повышенной комфортности с удлиненной базой УАЗ — 3159 «БАРС» и УАЗ — 31622. Из особенностей у «Барса» пружинная передняя подвеска, улучшившая управляемость и устойчивость автомобиля, мосты с бортовыми планетарными редукторами. У второго — такая же пружинная подвеска и неразрезные мосты типа «Спайсер» и дисковые тормоза на передних колесах. На новой линейке УАЗов установлен современный двигатель ЗМЗ- 409, созданный на основе «волговского» ЗМЗ — 406 путем увеличения рабочего объема до 2,7 литра. Этот 16-клапанник с впрыском топлива, развивает максимальную мощность в 132 л.с., прекрасно крутится, и работает тише и плавнее своего предшественника, а главное он добавляет, то, чего так не хватало «Козлику» — динамику в движении.
Отныне поездки на дальние расстояния со скоростью 120-130 км. в час для ульяновского внедорожника не проблема. Правда без «минусов» не обошлось — плохо тянет на низких оборотах. Поменяли и внешность машин, сделав автомобили подтянутыми, пропорциональными, а с новым двигателем, нашим Уазикам стали подвластны и зимнее шоссе и жидкая грязь, глубокий песок и снег. В целом же, такое авто — неплохой выбор для охотников, рыболовов и просто активных людей любящих путешествовать.
Не меньше зрителей собралось поглазеть на созданный на базе «Барса» новый автомобиль Ульяновского автозавода «Охотник» УАЗ — 3159. Его отличительной чертой стала удлиненная база с широкой колеей. А особенностью конструкции — пятиступенчатая коробка передач, мосты типа «Спайсер» с неразъемным картером, задняя карданная передача с промежуточной опорой. Машина получилась высокопроходимой, устойчивой, с хорошей управляемостью и плавностью хода.
Другой внедорожник, представленный в Бронницах, — грузопассажирский УАЗ -3163 отличается от базовой модели УАЗ — 3162 «Симбир» лучшим дизайном внутреннего интерьера, внешнего вида. Кроме того, у машины увеличенная задняя дверь. Неподалеку расположился и двухместный грузовой пикап УАЗ — 23608, созданный на базе УАЗ — 3162. На этом внедорожнике впервые был установлен дизельный двигатель ЗМЗ — 5143.10. — российский легковой дизель с четырьмя клапанами на цилиндр, двумя распредвалами, гидроопорами клапанов, турбонадувом и системой рециркуляции отработанных газов. А сам пикап отличает высокая грузоподъемность, повышенный уровень комфорта, топливная экономичность. И еще одно «ноу-хау» ульяновцев можно было увидеть на выставке — минивэн УАЗ — 3165М. Он имеет 7-9 посадочных мест, цельнометаллический кузов, круговое остекление, три ряда сидений с посадкой пассажиров по ходу движения.
Отдельное место в экспозиции УАЗов занимали разработки дочернего предприятия Ульяновского автозавода корпорации «Защита». Корпорация была основана десять лет назад, как производитель специальных и бронированных автомобилей УАЗ. Сегодня «Защита» это более 30 предприятий России, выпускающих высокозащищенные и надежные российские автомобили, спасшие жизни не одному десятку милиционеров и военнослужащих в локальных конфликтах. Мощные, скоростные, бронированные машины с удовольствием покупают не только российские силовые ведомства, но и заказчики из дальнего зарубежья. По известным причинам привлекательны они и для крупных бизнесменов, известных людей. «Гвоздем» нынешнего автопоказа стала машина созданная «Защитой» специально для охотников — «Скорпион» УАЗ — 3151. Автомобиль имеет увеличенную колею на 250 мм., что повысило его устойчивость на поворотах при движении на больших скоростях, улучшило проходимость, добавим к этому расширенные двери и кузов. Машина удобна. В базовой комплектации на «Скорпионы» устанавливают бензиновый двигатель с впрыском топлива ЗМЗ — 409.10 (170л.с.), но можно заказать вариант и с дизелем ЗМЗ — 5148.10 (130 л.с.).
А вот улыбок зрителей удостоился четырехместный развлекательно-спортивный автомобиль «Шалун» УАЗ — 3150. В его основе серийный УАЗ — 31512, Из «шалостей» — укороченная база, повышенная маневренность, проходимость и динамичность. В этом авто прежде всего поражают небольшие размеры, бездверный кузов, уменьшенный вес, мощный 3-х литровый с инжектором двигатель, благодаря чему УАЗ больше смахивает на молодежный «пляжник». В результате, получился очень резвый автомобиль, маневренный, с хорошей проходимостью.
Горьковский автозавод показал аналог американского «Хаммера» бронированный автомобиль повышенной проходимости «Тигр» ГАЗ-2330. За счет вывода выхлопной трубы над кабиной, новый автомобиль способен преодолевать водные преграды глубиной до 1,2 метра. Мощный 180-сильный американский турбодизель Cummins В-180 с охлаждением надувочного воздуха и механической шестиступенчатой чешской коробкой передач Prada разгоняет тяжелую машину до 140 км. в час, угол преодолеваемого подъема 45 градусов. Гидроусилитель руля обеспечивает надежность и безопасность вождения. Исключительная проходимость и высокая степень комфорта — отличительные черты этого нового автомобиля.
Большой модельный ряд двухосных и четырехосных грузовых вездеходов показали на выставке Камский и Уральский автозаводы из Набережных Челнов. Так, «Камовцы» показали специальный автомобиль КамАЗ — 4911, оснащенный двигателем ЯМЗ — Э846 (730л.с.), грузоподъемностью 5 тонн, и способный разгоняться до своей максимальной скорости 165 км. в час.!, что и для «иностранца» то многовато и сидельный бронированный тягач КамАЗ-44108 с двигателем КамАЗ-7403.10, которого можно запрягать в полуприцеп массой 23 тонны. Автомобилестроители УралАЗа продемонстрировали двухосный Урал-43206 повышенной проходимости, созданный по заказу одного из силовых ведомств для эксплуатации в горной каменистой местности. Однако силовики машину купить так и не смогли, и она была представлена на внутренний рынок. По сравнению с трехосными машинами Урал -4320-0919 и Урал -532301, оснащенными дизелями Ярославского моторного завода ЯМЗ-238Б(300 л.с.) и ЯМЗ-238М2(240 л.с.) на нем стоит 180-сильный ЯМЗ-236, и машина удалась. Она легкая, маневренная, экономичная по топливу и, что не мало важно, дешева в эксплуатации.
В этом году в Бронницах была представлена и «экзотика», к которой с уверенностью можно отнести расположившееся на выставочном поле специальное колесное шасси завода «Молот» — МЗКТ-7930. Эту машину с колесной формулой 8х8, и грузоподъемностью 22 тонны, конструкторы оснастили двигателем ЯМЗ-846 в пятьсот лошадиных сил. Изначально она создавалась только для военного ведомства. Сегодня МЗКТ-7930 также как и Урал-4320 ищет своего покупателя уже на «гражданке».
Интересна разработка белорусских автомобилестроителей — новый автокран КС-59711, предназначенный для выполнения строительных и строительно-монтажных работ в труднодоступных местах, точнее, там где дорог просто нет. Кран сделан на базе шасси БАЗ — 8026 — колесная формула 6х6, с российским двигателем ЯМЗ-7511-10(400 л.с.), грузоподъемностью 32 тонны. Из особенностей отметим способность автокрана преодолевать водные преграды глубиной 1,2 м.
В программе выставки были продемонстрированы и подвижные средства технического обслуживания и диагностики автомобильной техники, ремонтные и эвакуационные комплексы, паркогаражное оборудование и продемонстрированы ее возможности.
Познакомившись с экспонатами выставки «Московская выставка автомобилей двойного применения — 2003» можно сделать вывод о том, что отечественной «военной» автомобильной промышленности есть что предложить силовикам, и спасателям, полярникам и геологам, нефтяникам и газовикам — всем тем, для кого дорого, подчас, лишь направление движения.