Волга для дипломата

С Чрезвычайным и Полномочным послом Российской Федерации Борисом Колоколовым беседует журналист — международник Валерий Большаков

— Борис Леонидович, за довольно продолжительный период своей дипломатической работы Вы пользовались разными служебными автомобилями. Были ли у Вас личные автомашины и каких марок? Любите ли быть за рулем сами?

Управлять автомобилем люблю. Хотя и в качестве пассажира ездить приходилось и приходится немало. Еще до учебы в институте, на фронте ездил на маленьком американском «Виллисе», управлял им сам и вполне нормально. И по дорогам и по бездорожью. А если и случались какие-то небольшие поломки, устранял их сам, имея за плечами диплом авиационного техника. Тогда в 1944-45 годах мне было где-то 20-21 год.

Позднее, уже после окончания МГИМО, где мы вместе с Вами учились, работая в системе ООН в Женеве, на разных дипломатических должностях в Москве и за рубежом, перепробовал очень многие марки автомобилей. Из отечественных была личная «Волга» (ГАЗ-2410), которая меня никогда серьезно не подводила, и служебная «Чайка», а разные иномарки даже трудно перечислить. Но всем им всегда предпочитал «Мерседес». Всегда любил быть за рулем сам даже когда был руководителем Протокольного отдела МИДа СССР, послом в Тунисе и в течение 15 лет — заместителем министра иностранных дел РСФСР и Российской Федерации.

В Женеве у меня была личная автомашина «Форд-зефир». Конечно, это не «Ролс-Ройс» и не «Шевроле». Но машина прочная и надежная, хотя и без особых претензий, этакий европейский «Форд», который производился в Англии. Одним словом, автомобиль мне нравился и на нем я исколесил в Швейцарии немало дорог, пока не заменил на новую машину той же марки, которую впоследствии переправил в Москву. Внешне этот автомобиль чем-то напоминал нашу «Чайку», но только несколько поменьше ее и поизящней. Конечно, по компоновке не столь хороша как современные автомобили, но по тем временам довольно приемистая и экономичная.

Потом был Тунис, где в нашем посольстве были три автомобиля — «Мерседес», небольшой «Крайслер» и «Волга». Самому за рулем приходилось вначале ездить немного. Примерно через год старые иномарки мы продали и вместо них купили два новых «Мерседеса» — один черный 280 SEL, официальный, другой белый — двухсотый, на котором я ездил ежедневно. И никогда не было за долгие годы никаких проблем с Мерседесом?

Однажды подвеска левого переднего колеса у черного «Мерседеса» вдруг затарахтела. И будучи авиационным техником-механиком, я полез под машину проверить в чем дело. Ведь ремонтом автомобилей часто приходилось заниматься самому. Оказалось, что была срезана резьба одного болта. Пригласил водителя, он болт заменил, и проблем не стало. А когда мы сообщили об этом в сервисный гараж фирмы, там немало удивились. «Как так? Почему вы не сообщили об этом нам? Да мы сразу позвонили бы в Штуртгарт, где находится штаб-квартира «Мерседеса». Во-первых, тот человек, который поставил этот болт, был бы наказан (кто, когда и какую работу делает для каждого автомобиля на фирме тщательно регистрируется и каждый персонально отвечает за каждую деталь). Во-вторых, вы получили бы компенсацию за причиненный моральный ущерб».

Но я сказал: «Ладно, дело сделано, автомобиль ходит нормально, проблема снята». Вот так весь восьмилетний период своей работы в Тунисе я и проездил в основном на «Мерседесе».

А когда в 1981 году вернулся после командировки в Москву, у меня был еще «Форд-зефир». Примерно через два года я купил «Волгу» (ГАЗ-2401). И если не считать проблему с аккумулятором (за этим приходилось внимательно следить), с ней тоже было все в порядке. Несколько позднее, когда я стал уже заместителем министра, эту «Волгу» сменил на другую модель — 2410. Она имеет более изящный вид и помощнее. На ней тоже без каких-либо серьезных проблем исколесил немало. Вот, пожалуй, и все об автомобилях, на которых я ездил, если не считать многие другие загранкомандировки, где попадались разные иномарки и нынешний служебный автомобиль «КИА-Мажестик», на котором езжу сегодня. Машина скоростная и приемистая. Но для наших дорог имеет существенный недостаток — очень маленький клиринс. Кстати, собирается этот автомобиль у нас, в Калининграде.

— Запомнились ли Вам чем-то другие иномарки?

— Да, конечно. Вот, например, «Сааб». Не только и может быть не столько своими техническими характеристиками, сколько очень удобным задним сиденьем. Часто езжу на этой машине во время своих регулярных командировок в Женеву. Кстати сказать, там работает моя дочь Лена, которая сама водит автомобиль. Почему так важно для меня заднее сиденье? Я уже говорил, что еще с фронта у меня остались некоторые проблемы со спиной. Так вот на сиденье «Сааба» — одной из последних моделей уже после объединения с «Вольво» — спине очень удобно, она не устает и не болит.

Но все равно моя самая любимая марка — это «Мерседес» — надежная и прочная машина. По существу ее механическая часть в течение многих лет остается той же самой, за исключением некоторых улучшений. Меняются, усиливаются двигатели в зависимости от класса автомобиля. Не случайно, что этот автомобиль пользуется таким высоким авторитетом, как не случайно и то, что у подавляющего большинства послов иностранных государств в России — мерседесы.

— А какова эта машина в эксплуатации, как она ведет себя на большой скорости, исходя из Вашего личного опыта? И вообще, как Вы относитесь к поведению водителей на дорогах?

— Я всегда исхожу из того, что об автомобиле, на котором ты ездишь, нужно знать как много больше. Я не касаюсь здесь вопроса о качестве дорожного покрытия, об обстановке на дорогах, соблюдении дорожных знаков и т.д. У каждой машины есть свой определенный предел и скорости и других эксплуатационных качеств, которые необходимо тщательно соблюдать. Это надо все знать и быть разумным на дороге. Видеть как бы со стороны не только себя, но и всех находящихся поблизости участников движения.
Только однажды на своем «Мерседесе» в Тунисе на очень небольшом участке дороги при малоинтенсивном движении чтобы почувствовать автомобиль, я развил скорость до 250 км в час.

— Какой русский не любит быстрой езды?

-Нет, цель была другая — именно только почувствовать возможности автомобиля. Обычно же я предпочитаю умеренные скорости. Даже по прекрасным дорогам Туниса ездить с такой или подобной скоростью просто мало вероятно. Конечно, чтобы, как говорится, не плестись в хвосте, лучше всего, на мой взгляд, знать крейсерскую скорость своего автомобиля и придерживаться ее.

— А как быть, если приемистость автомобилей и их скоростные возможности сильно разнятся? Например, когда Вы управляете «Волгой», а кругом вас иномарки?

— Что касается «Волги», то, конечно, на ней не следует пытаться обгонять «Мерседесы». Могу заметить, однако, что у последних моделей этого автомобиля, например, у 31-й инжекторной, приемистость совсем неплохая. И по Москве сегодня не мало ходит автомашин «Волга» 3110. На мой взгляд, хотя она может развивать и большие скорости, крейсерская 90-100 км в час для нее вполне достаточная.
Есть, конечно, и свои трудности. Ведь почти половина, если не больше того, автомашин на наших дорогах сегодня — это иномарки, более комфортабельные, более надежные и качественные, чем отечественные. Но ели у них что-то поломалось в дороге, хлопот не оберешься, не говоря уже о стоимости ремонта. И гоняют на них зачастую совершенно безответственно. Купил и знает только одно — жми на газ. Не случайно большинство аварий на дорогах происходит с участием иномарок. Что же касается простых людей, купить новую иномарку мало кто может себе позволить.

— Как Вы в этой связи относитесь к развитию отечественного автопрома, учитывая, что мы в этом сильно отстали от передовых производителей за рубежом?

— Я сторонник того, что отечественный автопром необходимо развивать. Другое дело как, на каком пути. Пути надо искать. То ли это кооперация с другими фирмами, то ли нечто другое. Ясно одно, что в стране есть и неплохие специалисты и уже появились заслуживающие внимания разработки. Взять, к примеру, хотя бы ту же «ГАЗель», завоевавшую определенный авторитет как небольшое транспортное средство. Это же можно сказать и о нашей «Ниве» и начавшемуся вопреки всему повышению качества даже «КАМАЗов» с их огромными экспортными показателями и появившемуся в последнее время стремлению фирмы к выходу на западные рынки!
Нельзя забывать и о сохранении определенного уровня независимости страны и ее экономическом росте благодаря развитию собственной автомобильной индустрии. Давайте вспомним историю автомобильного дела. На чем «выпрыгнула» экономика Соединенных Штатов Америки? На автомобилях. Это и техника и обеспечение горючим. Подъем экономики США во многом зависел от развития автопромышленности, от создания таких автогигантов как «Форд» и «Дженерал Моторс». Развитие и нашего автопрома даст, на мой взгляд, необходимый импульс производству различных транспортных механизмов, тракторной индустрии и многим другим. Одним словом, отечественный автопром надо развивать и совершенствовать. Без этого мы впадем в большую зависимость от других держав и вследствие огромной дороговизны новых иномарок лишим подавляющую часть нашего населения возможность иметь собственный автомобиль.

— И последний вопрос. Борис Леонидович, верите ли Вы, что через какое-то время можно будет существенно изменить положение в нашем автопроме?

— Я считаю не только можно. Это просто необходимо. Некоторые мудрые люди на наших автомобильных заводах уже находят свои пути. Возьмите, к примеру, наш «УАЗик». Ведь его охотно покупают не только у нас, но и за рубежом. И не так дорого и по техническим данным это хорошая машина. Сделали ей получше внешний вид, и вот она уже пошла. А как идет та же «Нива»! Все это говорит о том, что мы можем делать такие автомобили, которые будут востребованы.
Определенную. помощь в этом деле может оказать и ваш международный журнал. Общественное мнение в нашей стране уже начинает влиять на государственную политику. И кому как не авторитетному автомобильному журналу выражать мнение граждан и доносить его до правительства и руководства отечественного автопрома.

где купить нож