Вопросами ДТП займется Генассаблея ООН

— Петр Лаврентьевич, сегодня повсюду говорят о том, что количество ДТП на автомобильных дорогах страны достигло критического уровня и имеет тенденцию дальнейшего роста. Почему, с вашей точки зрения, это происходит и существуют ли возможности изменения такой тенденции?

— Действительно, в последние годы на дорогах страны погибает или получает травмы большое количество людей. В прошлом году эта цифра достигла 250 тысяч человек. Из числа раненых не менее 10% становятся инвалидами. А ведь большинство из пострадавших (примерно 80%) — это люди, абсолютно не виновные в том, что с ними произошло — здоровые, умные, образованные, старые или молодые, только что вступающие в жизнь. Если так будет продолжаться и дальше, подумайте сами, чем это грозит нашему обществу. Не говоря уже о цене самой человеческой жизни, это — разбитая техника, потерянные грузы, разрушенные или поврежденные дорожные сооружения, железнодорожные составы. Какой ущерб все это приносит национальной экономике! И не дай Бог, если случится катастрофа, особенно в тех случаях, когда перевозятся опасные грузы.

Причин, почему это происходит, достаточно много. Это выезд на полосу встречного движения, нежелание уступать дорогу пешеходам, когда это делать положено, бездумные пересечения из одного крайнего ряда в другой, это и управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и многое другое. Но особенно, о чем нельзя молчать, это растущая агрессивность водителей за рулем. С этим связано и несоблюдение дорожных знаков, превышение дозволенной скорости.

Конечно, возможности изменения такой ситуации имеются. Но дело это очень непростое. Над решением проблемы работают многие государственные и общественные организации. Это и понятно, ибо цена дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах стала очень высокой, сама же проблема — общенациональной, и она приобрела политический характер.

Следует признать, что наведению порядка на дорогах не способствует и нерешенность рядя важных организационных вопросов. К сожалению, до сих пор в России нет единого органа, который отвечал бы за эту проблему в целом, изучая причины ДТП, предлагая те или иные меры, вырабатывая соответствующую стратегию, координируя ту работу, которой занимаются сегодня разные государственные ведомства, в том числе Министерство транспорта, МВД России, Министерство здравоохранения, Министерство образования, МЧС. Не способствует наведению на дорогах должного порядка и отсутствие в этой области современной нормативно-правовой базы.

— С 4 по 10 июля В Женеве проходило очередное совещание созданной в рамках ЕЭК ООН Рабочей группы по безопасности дорожного движения, в которой Вы, как руководитель делегации, представляли Россию. Чем занимается эта группа и что было ее проделано на последнем совещании?

— Рабочая группа, совещания в рамках которой проходят раз в полгода, трудится на постоянной основе и занимается рассмотрением предложений по внесению изменений и уточнений в Конвенцию о дорожном движении и Конвенцию о дорожных знаках и сигналах. К этим конвенциям, которые были заключены в 1968 году в Вене, присоединилась и Российская Федерация, принимая самое активное участие в деятельности рабочей группы. В последнем совещании принимал участие и заместитель начальника ГУ ГИБДД МВД России Александр Якимов.

Следует отметить, что это управление вносит важный вклад в деятельность Рабочей группы и именно оно выступило с инициативой на последнем совещании о внесении изменений в новые образцы водительских удостоверений. В соответствии с этим предложением, все данные о водителях будут дублироваться на национальных удостоверениях латинским шрифтом, и они постепенно заменят международные удостоверения. В рабочей группе идет постоянный поиск совершенствования нормативно-правовой базы, путей и методов повышения безопасности на дорогах.

На совещании было принято решение провести в апреле 2004 года очередную, уже четвертую по счету, Всемирную неделю по безопасности дорожного движения. На этот раз она пройдет в разных странах под девизом ‘Против агрессивного поведения водителей на дорогах’.

— Означают ли ваши слова, что вопросы, связанные с безопасностью автомобильного движения, носят универсальный характер и вызывают общую озабоченность мирового сообщества?

— Да, конечно. Эти вопросы, не везде стоят так остро, как в России. Но само по себе такое явление характерно сегодня для всех стран.

Достаточно сказать, что на дорогах в мире ежегодно гибнут и получают увечья более 1 млн. человек. И также не случайно то, что по предложению Государства Оман вопрос об обеспечении безопасности дорожного движения включен отдельным пунктом в работу очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая будет проходить в ноябре этого года в Нью-Йорке.

Он волнует все мировое сообщество и решать его тоже нужно на мировом уровне и без отлагательств. Делегация Государства Оман предложила на последней сессии ГА ООН, чтобы в каждом государстве был определен ведущий орган, который будет заниматься общими проблемами БДД. Это связано с тем, что организационная ситуация, подобная нашей, существует и в других странах. Впрочем, как и на международном уровне, где этими вопросами занимаются различные органы, в их числе ЕЭК ООН, Всемирный форум для согласования правил в области транспортных средств (т.н. Рабочая группа ?29), ВОЗ, Всемирный банк, выделяющий на их решение немалые средства. Значительный вклад вносит и Организация Европейского Сотрудничества и Развития, Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ), куда входит и наш министр транспорта и где тоже есть своя Рабочая группа, ведущая серьезную работу в этом направлении.

Глубокий анализ того, почему сегодня не обеспечивается безопасность дорожного движения, дается в документе ‘Каким образом ООН может способствовать повышению безопасности дорожного движения’. Этот документ, который был роздан и участникам совещания Рабочей группы в Женеве, станет, по всей видимости, основой для обсуждения вопроса, внесенного Государством Оман, на очередной сессии ГА ООН. Его главная идея — создать в этой области координирующие органы как на национальном, так и международном уровнях. В нем четко определены проблемы ДТП и предложены пути их решения.
Вел беседу Валерий Большаков